Смотрю за повесткой дня... Основная проблема всех этих "цифровых трансформаций" и почему презентации с ними так нелепо и слабо реалистично выглядят, в т.ч. в энергетике, потому что в концептах никак не затрагивается вопрос с фактическим правом собственности на объекты или движения обеспечивающие маржинальность для участников процессов, а он ключевой.
Реальная цифровая трансформация делает абсолютно бессмысленной классическую "конкуренцию" и большинство видов бизнеса (тем более Российского, порой около государственного) построенного на таком явлении как "информационная асимметрия".
Грубо говоря - потребитель не может связаться с производителем напрямую или получить все цены на рынке и автоматически выбрать наименьшую - логистически оптимальную (цыфра делает это возможным особенно с учетом наведения порядка на таможне) в торговле или другой отрасли. По этой же теме - простой пример сколько наварили паразиты энергосбыты на не выбравших оптимальный тариф или не знающих какие то чисто юридические уловки потребителях остается только догадываться... и таких вариантов до сих пор масса. Один знает, другой не знает...
Конечно в эфире присутствует болтовня о "платформах", конкуренции между ними и размерах их комиссий, но то, что я слышал в т.ч. от грефа это пока какая то бессодержательная пустота.
Цифра плющит до плоских пространств данных иерархии технические, организационные, финансовые, что вобще кошмар для "менеджмента" или как минимум корпоративщиков. В тоже время для платформ упование на то, что на определенным этапе "расчет" станет слишком сложным и все таки останется место для случайностей, иррационального поведения покупателя (привет Тейлору) усложняющего модели вплоть до момента, когда становится возможна конкуренция, лично не верю - кейсы с уберами, поисковиками и "федеральными досками объявлений" показали, что ради "светлого здания идей чучхе" вся эта тряхомундия должна быть исключительно под контролем государства.
Иначе окажется, что "экономические алгоритмы" равны, но некоторые "равнее" (и быстрее).
В энергетике-жкх, с плоским всестрановым учетом например напрашивается трансформация энергосбытов, теплосбытов, водо и шире жкхсбытов в операторов единой государственной платформы, причем там то как раз и найдется место даже для мелких бригад, но работающих по стандартам, с целесообразным уровнем иерархичности.
Просто, чтобы обеспечить этот процесс, качество и объемы услуг должны быть измеримы (максимально автоматически!!!) и самое главное сравнимы. Попытки идут от ГИС Энергоэффективность до разговоров о единой системе учета... - кассы загнали в ОФД - загонят и счетчики - не сомневаюсь. Просто делать это надо с умом.
Технически никаких проблем запустить эту тематику в жизнь во всех сфера уже сейчас нет, западоиды в элитных локациях уже пытаются запустить, также идет процесс и в ментальной сфере [ https://romansmirnov.org/95 ].
При этому по мере реализации очевидно возникнут персонажи, которым даже малейшее повышение прозрачности или уменьшение энтропии в Системе будет как серпом по одному месту, вот это гораздо более серьезная проблема.
По теме наблюдаю уже вторую неделю истерику в отраслевой тусовке по поводу честного и прямого вопроса ФАСа насчет морально и технически устаревших механизмов тарифообразования, с которых кормятся тем или иным способом региональные (а иногда и федеральные) князья.
Смешно в 21 веке, когда все движения по счетам, а скоро и натурные показатели, видны в режиме реального времени раз в год (иногда в полгода) утверждать "тарифы" причем посубъектные и дело не в затратах и способах планирования стройки, что сетей, что генераторов (точнее ее бюджетирования - привязывать оную к 1 му января или 1 июля какой то бред), а в самом подходе... действительно "искусственный интеллект" может детализацию хоть до уровня "муниципалитета" провести при должном уровне формализации исходных данных и разумной методике, впрочем ладно это отдельная история.
С одной стороны, то что подняли тему, приятно - орал про эти рэки-шмэки и убожество системы тарифообразования несколько лет, но с другой стороны - по итогам обсуждения в госдуме видно, что любая подвижка в сторону повышения прозрачности и поползновений на уже много лет стабильную и гарантированную маржу, даже у этой части вобщем то не таких крупных "бизнесменов" вызывает истерику у выгодоприобретателей оной и связанных с ними шестерок, т.е. разобрать эти авгиевы конюшни будет не просто.
Но на мой взгляд, это очень важный отраслевой вопрос. В частности в следующем аспекте.
Многие жалуются, что в России, по сравнению с западом и востоком, как то вяло выглядит процесс инноваций в сфере технических решений по новой энергетике, спонсирования ученых... ,
но ведь очевидно, что "десятина" с энергетики, которая на западе и востоке на эти самые инновации и уходит - пускай и через механизмы вроде "борьбы за безуглеродную энергетику" (об этом в следующей заметке) у нас уходит в лучшем случае на "юристов" или вот этих вот "выгодоприобретателей". Никто от владельцев ТСО до "генераторов" , не говоря уж об энергосбытах, не вложил ни копейки от прямых или косвенных дивидендов в реальные энергетические инновации - чуток перепало айтишникам на биллинге, но для 140 миллионной страны с 1ТВт*ч в год полезного отпуска в год это просто издевательство.
Газпром вместе со скольково и другими "холдингами", профукали [ https://romansmirnov.org/169 ] рынок газовых пыхтелок (впрочем и с крупными не так все гладко), на хэвеловскую солнечную эпопею сложно без слез смотреть, росатому практически из под палки приходиться заниматься вертяками... вобще может пора заканчивать уже этот цирк. Некоторые успехи есть у кабельщиков и просто строителей, но в целом уже очевидно, что в России недостаточно крупный рынок для множества игроков, чтобы они обеспечили конструктивную конкуренцию, а не лоббистские игры. Эту емкостную характеристику, а также сложившуюся структуру собственности, следует учитывать и при создании "цыфровых" экономических платформ, чтобы все не оказалось очередной профанацией.
|